„Чёрт, стреляй, наконец!“, - кричит Евгений, отчаянно налегая на рычаг. Громоздкая дрезина, скрипя, несётся по древним путям. В нескольких метрах позади, нас настигают жуткие, пронзительно визжащие мутанты, раскрытые пасти которых истекают слюной в предвкушении человеческого мяса. Залпы наших винтовок гремят по туннелям метро, пламя, вырывающееся из дул, освещает место действия таинственным светом. Сколько еще до следующей станции?!
„Давай, давай! У нас получается“, - кричит Евгений, расправляясь с ещё одним Когтем. Мы спотыкаемся, теряем опору и падаем на рельсы. Беспомощно вынуждены наблюдать, как дрезина исчезает во мраке. Вокруг нас зловещие звуки, которые не имеют ничего человеческого. Неясные тени скользят в полумраке. Это просто ужас! Мы проползаем под трубами, в полной темноте, и затаиваемся. Добро пожаловать в шутер Метро 2033!
Даже очереди из автомата Калашникова не удерживают мутантов от того, чтобы разорвать наших напарников.
Жизнь в подземелье
Метро в 2033 - это первая разработка украинской студии 4A Games и основана на одноименном романе русского автора Дмитрия Глуховского. И хотя игра не следует слепо оригиналу, однако, мрачный сценарий о последних днях Мира разрушенного атомной войной, захватывает с первой минуты.Вот Вы знакомитесь с временными лагерями, которые оставшиеся в живых оборудовали на станциях Московского метрополитена… Идёте по вагонам, переоборудованные в места для сна. Проходите мимо костров, где сидят люди у дымящихся чайников и играют на гитаре. Наталкиваетесь на покрытые плесенью полки с книгами, почтовые открытки и другие воспоминания из лучшего, почти забытого времени. Или Вы внимательно слушаете оживлённые беседы жителей лагеря. Вот, например, мужчина пытается подбодрить рассказом своего сына, который сидит перед ним на полу возле сломанной игрушки, как внезапно мальчик спрашивает: “А когда мама вернётся?” Отец молчит.
Такое внимание к деталям в жанре экшена является не только новаторским, но и создает атмосферу сильного напряжения, которая делает угрозы Метро, прямо-таки очевидными. То, что история 20-летнего Артёма рассказывается полностью в виде от первого лица, дополнительно усиливает игровое переживание и может составить конкуренцию таким дорогостоящим блокбастерам как Modern Warfare 2. Жалко, что молодой смельчак говорит только в коротких паузах между миссиями, а в остальное время не издает ни звука.
1. В лагерях у людей можно многое узнать
2. Надеюсь, что батарея нашего прибора ночного видения не разрядится именно сейчас
3. Щекотливая ситуация: на застрявшей дрезине мы отбиваемся огнеметом от толп мутантов.
Путешествие
Хантер, неразговорчивый и первоклассный разведчик, дает Артёму поручение отправиться к станции Полис на другой конце города, чтобы сообщать там о «Черных» - демонических призрачных существах, которые хозяйничают в последнее время в туннелях Московского метро и при контакте с людьми лишают их разума. По каким-то, сначала неизвестным, причинам именно Артём невосприимчив к психическим атакам и поэтому предопределён для этой опасной миссии. К счастью, парень будет в пути не один, так как в Метро 2033 Вам, почти беспрерывно, дают в помощь роскошно анимированных провожатых. Так, к примеру, можно будет попутешествовать с крутым Бурбоном или Ханом, одним из самых уважаемых Странников, по тёмным туннелям, сточным трубам и шахтам.При этом музыка в игре применяется достаточно редко, вместо этого на передний план выходят грандиозные звуковые эффекты. Капающая вода, булькающие трубы, отдаленное рычание или внезапное, слишком близкое шипение натягивают нервы до предела. Карманный фонарь, слабый луч света которого поглощается темнотой уже через несколько метров, дополнительно повышает напряжение. К счастью, этот эффект не приедается. В отличие от Doom 3, например, хоррор не создается по одним и тем же сценарным событиям, которые запускают скрипт. От ужаса в Метро 2033 Вы иногда будете подать со стула, имеются, однако, и более тонкие грани.
Хроническая нехватка боеприпасов, и предписанные игрой точки сохранения так же обеспечат вам мокрые от пота руки. Все-таки точки сохранения распределены достаточно рационально, что сокращает риск разочарования к минимуму. Для начинающих Метро 2033 можно порекомендовать только условно. Прежде всего, частые волны наступающих мутантов потребуют от Вас быстрые рефлексы и точную руку.
Метро в 2033 произвела на нас впечатление своим атмосферным игровым миром. При этом сцены показанные между миссиями (1) производят такое же большое напряжение как и таинственные сны Артёма (2), которые неожиданно посещают его снова и снова, как и в романе-первоисточнике. Кроме того игра подкупает своей любовью к деталям. Например, актуальное задание Вы найдёте, не в текстовом сообщении, как в других играх, а в пожелтевшем блокноте (3), который Артём при необходимости освещает зажигалкой.
Кстати о точной руке: Метро 2033 предлагает всё, что жаждет сердце консервативного стрелка - от различных пистолетов, самодельных бомб, обрезов или двуствольных ружей, вплоть до знаменитого автомата Калашникова; фантастического оружия вы не найдёте. Как в и романе особенные патроны из довоенных времен служат платой за боеприпасы и более лучшее оружие. Гвоздь программы: некоторое оружие можно, по желанию, заряжать мощной "валютой", что расширяет тактический момент игры. Стреляю ли я стандартными, но слабыми пулями или я лучше действую наверняка, расстреливая при этом, однако, свои деньги?
Еще большее игровое разнообразие обещает Метро 2033 по случаю скрытого перемещения, когда Вы должны проскользнуть через лагеря враждебно настроенных фашистов или бандитов, погасив лампочки и прячась в тени. Это увлекательно и, в конечном счете, проще, но более мощные боеприпасы, оружие и продвинутое обмундирование, как например, прибор ночного видения Вы добудете только с поверженных противников. Чтобы подбирать предметы, однако, Вы должны кликнуть каждый предмет на поясе или в сумке убитого в отдельности. Это может быть реалистично, но очень нервирует, тем более, что часто что-то можно упустить.
Исследование границ
Как скучно это может звучать – «Почти постоянно тащиться по темным туннелями метро», так увлекательно и разнообразно это на самом деле. Вот Вы ощупью ищете дорогу через качающиеся над пропастью поезда; перед испорченной бронированной дверью наносите ответный удар мутантам с помощью стационарного огнемета или пробиваетесь на тяжеловооруженной вагонетке через укрепления вновь окрепшей Красной армии. При этом Метро 2033 искусно балансирует между силовой акцией и тонким ужасом, например, когда Артём и Хан должны осторожно передвигаться в плохо освещенной шахте между смертельными духами давно умерших жителей метро. То, что уровни (как и в Half-Life 2) оказываются очень линейными, не мешает. Наоборот, так как благодаря дизайну хорошо размещенные шоковые и хоррор моменты раскрываются на всю катушку - Dead Space передает привет.1. В Московской библиотеке Вы будете иметь дело с молниеносными крылатыми демонами, которых можно осилить только в группе.
2. Противогаз повреждён. Если мы не найдем новый, Артём задохнётся.
3. Снова и снова появляются духи давно умерших жителей.
Москва в войне
Примерно во второй игровой половине игры, Вы снова и снова оказываетесь на зараженной поверхности разрушенной Москвы. Однако обширных окрестностей, как Вы могли подумать, здесь тоже нет. Ограждения, переброшенные деревянные доски и даже указательные щиты проводят Артёма по руинам русской метрополии без каких либо обходных путей. Проблема: под открытым небом Метро 2033 многое теряет в своей атмосфере ужастика. С одной стороны, 4A Games предлагает здесь, как и в подземелье, такое же большое количество увлекательных скриптовых событий. С другой стороны, часто доходит до бурных, но длительный и утомляющих перестрелок, основной причиной чего является относительно слабый искусственный интеллект. Хотя противники активно ищут боеприпасы, но, кроме этого, они не владеют какими-нибудь тактиками, также не действуют в команде. К счастью, экшн-сцены занимают в игре не слишком много времени и достигают высшей точки в потрясающей своей хореографией эпизоде, в котором Антом бежит по Московской библиотеке, спасаясь от непобедимых мутантов, в то время как... ну, мы не хотели бы рассказывать здесь слишком много. Приближается финал, напоминающий своей драматичностью Half-Life 2, после которого хотели бы мы видеть нормального финального босса, впрочем, как и продолжительность игры более чем 6 или 7 часов. Финал, заметно отличающийся от ваших действий по ходу, создает предпосылки минимум для одного повторного прохождения игры. Однако, в отличие от Mass Effect 2, игра не подсказывает в каком месте и как Вы должны действовать, чтобы направить сюжет в другую сторону. Так или иначе, мы были бы рады, если 4A Games немедленно примется за продолжение истории. В конце концов, роман-продолжение Метро 2034 уже имеется...Петра Шмиц: Метро 2033 - супер. Но она чертовски коротка. Почему игра, собственно говоря, так коротка? Книга-первоисточник имеет более 700 страниц! Ну, хорошо, в ней имеется также много чего, что подходит для шутера только условно, но там также есть масса замечательно подходящих вещей. Еще больше впечатлений, больше настроения, более тесное взаимодействие с этим увлекательным окружающим миром. Но, вероятно, всё это будет в продолжении, если Метро 2033 будет пользоваться успехом.
Михаэль Трир: у меня смешанное отношение к шутерам. Сначала они очаровывают меня часто своей картинкой, быстрым ритмом, яркой драматургией и их доступностью. Однако, в большинстве случаев, после короткой игры меня охватывает скука. Мне не хватает элементов ролевой игры (поэтому мне нравился Deus Ex), исследования обширных территорий (за что я полюбил STALKER) или просто Чего-то (как в Bioshock). В Метро 2033 я играл поздно ночью в наушниках. Когда моя подруга внезапно положила мне руку на плечо, я чуть не умер от страха. Вещь жутче чем Doom 3! Жаль, что она так коротка.
Даниэль Мачьевский: опустите жалюзи, прибавьте звук на колонках и позвольте Метро 2033 полностью пленить себя. Со своим тонко проработанным миром, мрачным сценарием и увлекательными скриптами, игру можно отнести к одному из самых напряжённых шутеров последних 5 лет. Да, противники не очень умелые. Да, на поверхности настроение хоррора ослабевает. И да, игра получилась слишком короткой. Безразлично, так как, несмотря на всё это, Метро 2033 полностью очаровала меня. Потому что его мир настолько хорош, что я сразу забываюсь там. Так или иначе, это физически ощущается в каждом уголке - сколько души вложили разработчики в своё творение.
Оценки:
Графика 8/10
Звук 9/10
Баланс 9/10
Атмосфера 10/10
Управление 8/10
Масштабность 6/10
Дизайн уровней 9/10
ИИ 7/10
Оружие и амуниция 10/10
Геймплей 9/10
Итого: 85/100
Источник: